О вере и суеверии

Что такое суеверие? Это, как уже видно по самому слову, есть суетная вера, то есть вера пустая, не подлинная, напрасная. Вообще человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, но только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а идолопоклонством перед вещами и устоявшимися народными преданиями. В православном понимании источник суеверия есть удаление человека от Бога, потеря им настоящего религиозного опыта. Сущность суеверия, таким образом, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает Его творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на материальные предметы. «Я есть Господь Бог твой: да не будут у тебя других богов, кроме Меня», – гласит первая заповедь Божия. Суеверия нарушают именно ее. Первой заповедью Господь повелевает нам почитать Его как Единого Истинного Бога и поклоняться только Ему одному. Заповедь «не делай себе кумира» (Исх. 20:4) возлагает на нас ответственность за то, чтобы религиозное поклонение не становилось суеверным, чтобы оно совершалось в духе истины. Апостол Павел в «Послании к Галатам» говорит, что волшебники, идолослужители «Царства Божия не наследуют» (5:21). I Чем же привлекают людей оккультисты? Одна из причин, побуждающих человека обратиться к гадалкам и экстрасенсам, – это «гарантия» на предлагаемые услуги и обещание скорого исполнения «заказа». Это не удивительно. Современному человеку вполне свойственно ожидать гарантированного качества предлагаемых ему услуг или товаров. Но возникает другой вопрос: возможно ли применить подобную потребительскую логику в духовной сфере? Однозначно – нет! Вознося молитвы Богу, мы просим сотворить некое благо, подать здравие или нечто иное от Его богатых милостей и щедрот. И Господь дает нам по нашему прошению, если это благопотребно для нашего спасения. Подчеркнём, что именно для спасения в вечности. Господь, как любящий Отец, промышляет о каждом из нас, желает, чтобы каждый достиг Царства Небесного, и всячески помогает нам в этом. Итак, приходя в храм или молясь дома, мы просим Господа помочь нам. Но вовсе не обязательно, что немедленно последует ответ на прошение, в один момент разрешатся наши проблемы и иссякнут все неприятности. Ведь только Господь знает, подать ли нам испрашиваемое у Него как благо, или на данный момент нашей жизни это не будет нам на пользу, а, может быть, даже принесет вред. Поэтому никаких гарантий тут быть не может. II Почему же, как кажется, исполняются некоторые суеверия? Потому, что часто бывает: во что человек поверил, то для него и становится реальным. Суеверный сам соотносит события своей жизни с содержанием суеверий, сам выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи, подобно тому, как древние язычники видели в событиях своей жизни подтверждение истинности своей мифологии и веры в богов. Нередко этому прямо помогают падшие духи, цель которых – подчинить себе человека, сделать его зависимым от себя, лукаво заменить собою Бога. В отношении внутренней зависимости от суеверий будем чаще вспоминать прекрасные слова святого апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). III С широким размахом гадалки и экстрасенсы используют, как прикрытие, православную атрибутику – кресты, иконы, ладан, церковные свечи, православные молитвы. Периодически священнослужителям и церковным служителям приходится сталкиваться с людьми, которых оккультисты посылают в храм за свечами, ладаном, иконами. Бывают даже случаи, когда пациентов посылают в храм для участия в Церковных Таинствах. Для чего это им нужно? Возможны два варианта. Не каждый человек пойдет к гадалке или экстрасенсу, если тот скажет ему примерно такие слова: «Я занимаюсь магией, нахожусь в непосредственном контакте с бесами, а тебе, чтобы получить помощь от меня, нужно поклониться дьяволу». Для привлечения клиентов необходимо прикрыться чем-то святым, не вызывающим в человеке никакого подозрения. И даже выдать себя за святого! Это залог успеха, ибо человек всегда тянется к чему-то святому, божественному. В то же время бывают целители, которые не осознают, какие силы помогают им, и искренне считают, что совершают благо. Этим целителям падшие духи внушают отправлять людей в церковь для осквернения святыни, для совершения кощунства. Например, отправляя человека на Причастие, оккультисты обязательно предупреждают, что на исповеди, предшествующей Причастию, ни в коем случае нельзя говорить об общении с ними. Это и неудивительно. Согласно церковным канонам, человека, занимавшегося оккультными практиками и покаявшегося в этом, положено отлучать от Причастия на 6 лет.