НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША БОЖЬЕГО МИЛОСЕРДИЯ

Богоматерь, как истинная Заступница рода христианского, являет Свою милость к нам, грешным, когда умножаются соблазны, когда умножаются наши грехи, когда умножаются скорби и обстояния, — чтобы потопить их, точно гонителя фараона, в пучине божественного милосердия. Так, когда со второй половины XIX века умножился в русском народе грех пьянства, явлена была чудотворная икона, называемая Неупиваемой чашей.

В чем причина пьянства? В расслаблении ума и душевной лености. Начинается оно, как и наркомания, с поиска блаженства на этой грешной земле. Начинается оно с лукавой мысли превратить земную жизнь в место утешения, в вечную Пасху без крестного подвига.

Начинаясь с поиска и переживания удовольствий, с ощущения свободы от повседневных тягостных забот, страсть пьянства, укоренившись в душе, порабощает ее, высасывает из нее живительные соки, чтобы наконец превратиться в страшного и мрачного идола, властно требующего для себя повседневных жертв. Одержимый страстью винопития человек пропивает всё, отчасти превращая в заложников своего мерзкого истукана окружающих, у которых он, в свою очередь, отнимает всё, если они в его власти (например, у семьи), или выпрашивает, или крадет – лишь бы принести привычную дань ненасытному идолу. Движимый страстью, винопийца, а скорее, гнездящийся в его душе лукавый дух, изобретает тысячи способов так обольстить окружающих, чтобы сделать их покорными данниками истукана. Так сатана посмеивается над несчастным человечеством!

Страсть винопития иссушает душу, последняя становится объятой вечной жаждой. В ней разгорается пожар, кажется, готовый поглотить внутренности человека, если его не залить очередной порцией зелья. Но чем больше его человек льет, тем пожар становится только сильнее. Тогда лукавый дух внушает винопийце новую мысль: упейся до смерти, чтобы раз и навсегда прекратить свой позор, чтобы раз и навсегда избавиться от невыносимой жажды.

И это очередной обман. Душа человека тесно связана с телом. Он удовлетворяет страсть посредством тела, но удовлетворение испытывает преимущественно душа. И если она лишится своего тела с неисцеленной страстью, то ее страдания только неизмеримо увеличатся. Если бы не ждущее за дверьми гроба пьяниц адское пламя, ее, наверное, разорвало бы от исступления из-за невозможности вновь упиться. Итак, внешнее пламя адской бездны уравновешивает внутренний огонь страстей, но это, конечно, слабое утешение. Избави нас, Господи, от такой ужасной участи – выйти из тела с неисцеленными страстями!

Самый горький пьяница ощущает себя грешником. Даже совершенно расстроив здоровье, но придя в чувство, он может и на смертном одре принести Богу доброе покаяние. Поэтому, молясь за пьяниц, будем просить для них спасения в вечности, а не исключительно благополучия в этой земной жизни. Следует здесь заметить, что страсть винопития, способная совершенно поглотить человеческие тело и душу, свидетельствует о присущей человеку, так сказать от природы, ненасытимости. Мы не должны забывать о том, что человек создан как храм Божий, как вместилище невместимого Бога. Имея природную тягу к насыщению божественной благодатью, душа бывает склонна заменять ее суррогатом в виде спиртного или наркотиков. Но суррогат не может питать – он может лишь вводить в заблуждение.

Почему мы обращаемся в первую очередь к Богоматери, вымаливая пьяниц? Потому что Она есть самый совершенный Храм Божества. Она изображена перед чашей с Младенцем Христом, Которого предлагает всем, с верою к Ней притекающим. Пусть же Божия благодать, а не всевозможные суррогаты, наполняет души христиан, пусть огнем божественной любви Христос испепелит наши страсти, чтобы мы стали Его просторным вместилищем, и чтобы Он стал нашим Сокровищем, Которое никто не способен отнять.

Возблагодарим Пресвятую Деву Марию, Которая, пребывая в недосягаемой для нас святости, в то же время не гнушается самых отвратительных, издающих невыносимый смрад, греховных язв человечества! Как Она, видя, что наши струпы врачуются пролитой на Кресте божественной Кровью, кротко предлагает нам чашу с возлюбленным Сыном?! Поэтому икона, называемая Неупиваемой чашей, являет нам тайну божественной любви и милосердия Богоматери.

Иерей Сергий Карамышев, Рыбинская епархия.